Государственная Дума приняла предложенный правительством законопроект, который комплексно регулирует налогообложение цифровых валют в России. Документ принят сразу во втором, третьем и окончательном чтении
Новый закон о налогообложении криптовалюты официально признает цифровую валюту имуществом и вводит механизмы налогообложения для операций с ней. Основные изменения коснутся физических и юридических лиц, занимающихся майнингом и торговлей криптовалютами.
Новый закон о налогообложении предполагает, что операции по майнингу цифровой валюты и ее продаже не будут облагаться НДС, однако для майнеров — частных лиц и компаний — предусмотрены другие налоговые обязательства.
Налоговая база будет рассчитываться исходя из рыночных котировок добытой криптовалюты на дату, когда майнер получает право распоряжаться криптовалютой. Частные лица будут платить налог на доход физических лиц (НДФЛ) по ставке 13% — 15%, при этом доходы от майнинга будут объединены в единую налоговую базу с доходами от продажи акций, облигаций, инвестиционных паев и операций РЕПО с ценными бумагами.
Компаниям придется платить налог на прибыль по ставке 20%, при этом расходы на добычу криптовалюты будут считаться косвенными.
Чтобы сократить налоговую базу, нужно будет документально подтвердить расходы, связанные с добычей крипты.
С первого ноября 2024 года майнинговые компании обязаны регистрироваться в специальном реестре Федеральной налоговой службы (ФНС). Это требование распространяется на юридические лица. Частные майнеры могут добывать криптовалюту, если их энергопотребление не превышает 6 тыс. кВт/ч в месяц.
Операторы майнинговой инфраструктуры должны сообщать налоговым органам информацию о тех, кто добывает криптовалюту с использованием их инфраструктуры. За задержку предоставления сведений предусмотрен штраф в размере 40 000 рублей.
Первая версия законопроекта подразумевала необходимость регулярно отчитываться об операциях с криптовалютой и сообщать в ФНС о транзакциях, если их сумма превышает 600 тыс. рублей в год. Однако в финальную версию это положение не вошло.